Прошлое обросло всевозможными мифами, легендами и преданиями, как сморщенная кора старого дерева зелёными мхами во влажном и тёмном лесу. И как сплошной покров мха мешает разглядеть текстуру древесной коры, так и укоренившиеся в истории мифы порой мешают увидеть, что же там было на самом деле, в глубине тысячелетий, веков и десятилетий. Ярчайшим образцом такой мифологии является образ народного комиссара и члена высшего руководства ленинской большевистской партии Льва Давидовича Троцкого.
Был в СССР такой период, когда сталинисты повздорили с троцкистами, и каждая сторона этой междоусобицы приписывала своему неформальному вождю некие особо выдающиеся качества, стараясь возвеличить его и в собственных глазах, и в восприятии сторонних наблюдателей, а противная сторона, как это водится, принималась наклеивать всевозможные ярлыки, дабы рейтинг вождя конкурентов немного принизить. Про Иосифа Виссарионовича Сталина написано очень много, и прочитать о его талантах (по мнению сторонников) или бесталанности (по мнению оппонентов) не составляет проблемы – литературы просто масса, и хорошей, и не ахти какой. Приписывают ему всякое разное, но почти никто не ставит под сомнение его, так сказать, харизматичность, умение производить серьёзное и авторитетное впечатление – как на сторонников, так и на противников.
Что же касаемо личности Л.Д. Троцкого, с ним немного сложнее. С одной стороны, он действительно был формальным главой Рабоче-крестьянской Красной Армии, председателем Революционного военного совета, наркомом по военным и морским делам в Совнаркоме времён Владимира Ильича Ленина и Алексея Ивановича Рыкова, а с другой стороны, его личная роль явно преувеличена – ведь он был окружён массой военных специалистов, бывших генералов и офицеров бывшей Русской императорской (или, как в советские времена было принято говорить, «царской») армии. Когда имеются такие помощники, остаётся на них всю «текучку» свалить, а самому больше с речами выступать.
Но и с речами у Троцкого тоже не всё было гладко. Речь – это не просто слова, не письменный текст, а живое звучание голоса, со всеми интонациями, модуляциями, тембрами, вариациями и акцентуациями. Речевое воздействие воспринимается органами слуха, и доносится до нашего мозга, вызывая определённые мысли, которые выступают под названием впечатлений, ибо запечатлеваются в памяти человека как оценка ораторских навыков выступавшего. Каково же могло быть истинное оценочное суждение у людей, слушавших выступления Троцкого при его жизни? Вполне вероятно, что точно такое же, как и у тех, кто прослушивал его речи спустя много лет после его трагической кончины, уже в записи.
И действительное положение дел, касаемое восприятия слушателями речей товарища Троцкого, в связи с крайне специфическими особенностями его голоса, весьма возможно, было далеко не таким, как хотели бы представить троцкисты. Голос – это главный рабочий инструмент оратора, и от того, какой это инструмент, будет зависеть результативность поставленной перед оратором задачи – увлечь и воодушевить слушателей. Не факт, что у данного государственного деятеля это всегда получалось. Для полноты понимания правдивой исторической картины дадим здесь ссылку на сайт, где можно послушать аудиофайл с записью голоса Льва Троцкого. Послушайте сами, и сделайте выводы, был ли он и в самом деле искусным оратором, или же это всего лишь миф.